Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

ВАРЯГ, КРЕЙСЕР

Варяг, крейсер – бронепалубный крейсер 1-й Тихоокеанской эскадры Военно-Морского Флота России в 1901-1904 гг.

В составе Российского императорского флота имя «Варяг» впервые получил. парусно-винтовой корвет, спущенный на воду 1 июня 1861 г. Это судно прославилось научными и военными походами, а 21 июня 1886 г. исключено из боевых списков. Но именно в честь этого корвета в начале XX в. назван новый бронепалубный крейсер 1-го ранга ВМФ Российской империи.

Крейсер «Варяг» заложен в 1898 г. на верфи американской компании William Cramp and Sons в Филадельфии.

31 октября 1899 г. крейсер «Варяг» спущен на воду, а в 1900 г. в рамках контракта передан Российской империи.

В 1901 г. «Варяг» вступил в строй с базированием в Порт-Артуре. В первое плавание крейсер вывел капитан Владимир Иосифович Бэр, впоследствии погибший в Цусимском бою. В период 1901-1902 гг. под его контролем прошли испытания приборов управления артиллерийским огнём и прочих систем корабля, выявлены существенные отклонения показателей от проектных. В частности, крейсер не мог развивать заявленную скорость. Когда «Варяг» прошёл ремонт, он уже смог выдавать скорость в 20,5 узлов вместо 14-16.

Тем не менее по техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных: оснащённый мощным пушечным и торпедным вооружением, он стал к тому же и самым быстроходным крейсером России. Кроме того, «Варяг» был телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

В феврале 1902 г. крейсер, обойдя полсвета, отдал якорь на рейде Порт-Артура. С этого момента началась его служба в составе эскадры.

В декабре 1903 г. крейсер направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо для несения службы в качестве стационера. На рейде, помимо «Варяга», находились корабли международной эскадры.

5 января 1904 г. на рейд в Чемульпо прибыла русская канонерская лодка «Кореец».

1 марта 1903 г. под своё командование крейсер принял Всеволод Фёдорович Руднев.

8 февраля 1904 г. японская эскадра под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу на внешнем рейде блокировала нейтральный корейский порт Чемульпо, где и находился крейсер «Варяг» вместе с канонерской лодкой «Кореец». Также там стояли корабли других стран — Англии, Франции, США и Италии, но японцев они не интересовали. Согласно международным законам, японцы не могли атаковать русские суда, находившиеся в нейтральном порту, с другой стороны, по тем же законам, русские суда не могли атаковать японские транспорты, когда они вошли в порт. Ночью японские транспорты начали демонстративно высаживать войска. К утру на берег было переправлено 3 тысячи солдат.

9 февраля 1904 г. крейсер «Варяг» (капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев) вместе с канонерской лодкой «Кореец» героически вступил неравный бой у Чемульпо (Корея) со всей японской эскадрой.

События развивались следующим образом.

Утром 9 февраля 1904 г. контр-адмирал Уриу предъявил капитану 1-го ранга Рудневу, командовавшему экипажем «Варяга», ультиматум и объявил о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских сдаться до полудня, угрожая в противном случае, в нарушение международного права, открыть по ним огонь.

В 7 часов 30 минут этого дня командиры английского, французского, итальянского и американского военных кораблей получили уведомление адмирала Уриу о предстоящем нападении на русских моряков, ввиду чего им предлагалось покинуть рейд до 16.00. Намерение японцев дать бой на рейде, было грубейшим нарушением международного морского права. К сожалению, иностранные командиры ограничились лишь формальным протестом.

В 9 часов 30 минут Руднев получил ультиматум Уриу, в котором содержалось требование, чтобы «Варяг» к полудню вышел из порта.

Капитан, собрав офицеров и матросов на палубе крейсера, сообщил им о вероломном поведении японцев и их ультиматуме и о принятом им решении не сдаваться.

В 10 часов 45 минут, ранее обычного, просвистали на обед, после чего Руднев обратился с речью к команде, выстроенной на палубе. Сообщив о японском ультиматуме, он сказал: «Никаких разговоров о сдаче не может быть — мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать». Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. Команда поддержала командира, сомнений ни у кого не было. Ответом командиру было громовое «ура», оркестр заиграл русский гимн. С таким же воодушевлением встретила известие о бое и команда «Корейца».

В 11 часов 10 минут прозвучала команда: «Все наверх, с якоря сниматься». Через десять минут «Варяг» снялся с якоря и дал ход. «Кореец» следовал в кильватере. Команды иностранных кораблей, построенные во фронт на палубах своих кораблей, отдавали дань мужеству русских, шедших в безнадежный бой. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», — писал потом в донесении командир французского крейсера «Паскаль».

В 11.20 «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей и направились к выходу из порта. Команды были выстроены на палубах, при проходе мимо нейтральных кораблей оркестр играл национальные гимны их стран. На иностранных кораблях также играла музыка, их команды провожали русские корабли криками «Ура».

Хотя японцы и были готовы к бою тактически, они не ожидали казалось бы безсмысленной атаки русских, надеясь на принятие ими капитуляции. У выхода в открытое море им преградили путь 6 японских крейсеров – «Асама», «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Акаси» и «Чиода». За ними выстроились 8 вражеских миноносцев. Русским кораблям вновь предложено сдаться. Однако, несмотря на превосходство японцев в артиллерии в 5 раз, а в торпедном вооружении, в 7 раз, Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

В 11.45 начался бой. Первый пристрелочный выстрел с расстояния 7 км дал японский броненосный крейсер «Асама». За ним начала стрелять остальная эскадра противника. «Варяг» не отвечал, идя на сближение. Стреляли преимущественно по «Варягу». Получая попадания, российский крейсер продолжал идти на врага. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь. Первый выстрел сделал комендор (матрос-артиллерист) Кузьма Хватков, который, узнав о предстоящем бое, добровольно выписался из лазарета, несмотря на сделанную два дня назад операцию.

В 11.47 «Варяг» открыл огонь, но уже в 12.03 корабль получил попадание в дальномерную станцую, в результате чего она была уничтожена.

Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины в небронированных бортах. В отличие от японских крейсеров, где артиллерия располагалась в бронированных башнях и казематах, личный состав «Варяга», в том числе, комендоры не были защищены практически ничем. В этом аду матросы и офицеры вели огонь по врагу, заделывали пробоины, тушили пожары. Руднев, контуженный и раненный в голову, продолжал руководить боем. Ни один человек не покинул без приказа свое место. Все, включая врачей, работали слаженно, грамотно и четко.

В ходе часового боя «Варяг» получил не менее 11 попаданий. У него была пробоина в районе ватерлинии, корабль получил значительный крен на борт. На корме возник сильный пожар, значительная часть надстроек и орудий были уничтожены. На «Варяге» убиты 31 и ранены 91 матрос и офицер. Контужен и ранен в голову и сам командир Руднев. Команда вынуждена развернуть и направить судно обратно в порт. Потери экипажа «Варяга» составили: 1 офицер и 30 матросов были убиты, 6 офицеров и 85 матросов – ранены и контужены. Кроме того, было легко ранено более 100 человек. На «Корейце» потерь не было.

По итогам часового боя «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда. «Кореец» применял дымовую завесу для защиты. Меткий огонь с «Варяга» и «Корейца» принёс свои результаты: повреждения получили японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо» и «Нанива», потоплен один миноносец. Противник предположительно потерял около 30 человек убитыми.

Японский крейсер «Асама» продолжил его преследование. «Кореец» к этому моменту отстал и не получил каких-либо значимых повреждений.

Поначалу Руднев намеревался сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. К тому же, иностранные корабли начали разводить пары, готовясь к уходу с рейда, чтобы не мешать японцам расправиться с русскими. В этой ситуации командир «Варяга» принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.

По возвращении в порт на общем собрании офицеров крейсера принято решение уничтожить корабли, чтобы те не достались врагу. Команда эвакуировалась на корабли нейтральных стран – Англии, Франции, Италии. Командир американской канонерской лодки отказался принимать русских моряков. На «Варяге» открыли кингстоны, и он затонул. «Кореец» взорван. Здесь также был затоплен российский пароход «Сунгари». Экипажи русских судов приняты на иностранные корабли и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию.

Этот подвиг моряков, вышедших против всей японской эскадры и не сдавшихся под напором превосходящих сил, стал символом мужества и отваги русских моряков. С тактической точки зрения бой был проигран, однако с моральной – одержана мощнейшая победа, восхитившая даже противника. С точки зрения японцев, российские моряки поступили по канонам самурайской чести, что было использовано как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего солнца.

В Одессу на пароходе «Малайя» 19 марта 1904 г. прибыла первая группа матросов и офицеров «Варяга» в количестве около 300 человек, последняя группа — 6 апреля 1904 г. Всего в Одессу доставлено 30 офицеров и 600 матросов с крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», а также 55 матросов с броненосца «Севастополь» и 30 казаков Забайкальской казачьей дивизии, охранявших русскую миссию в Сеуле.

10 апреля 1904 г. – императором одобрен проект медали «За бой «Варяга» и Корейца».

Из Одессы моряки проследовали на русских транспортных судах в Севастополь, а оттуда по линии Московско-Курской железной дороги в Петербург через Симферополь, Москву и другие города. По всему маршруту морякам оказывался торжественный и трогательный приём.

16 апреля 1904 г. – моряки прибыли в Петербург и, выстроившись колоннами, промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал император Николай II. Все моряки приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества отданы морякам. В соборе Зимнего дворца отслужен благодарственный молебен, в котором участвовал полный хор Придворной певческой капеллы. Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II вручены именные часы. Впервые в российской истории все участники боя (около 500 человек) награждены высшей воинской наградой – Георгиевским крестом.

5 июня 1904 г. – учреждена и отчеканена государственная награда Российской империи серебряная медаль «За бой «Варяга» и Корейца», которой награждены все участники боя. «Государъ Императоръ, въ память геройскаго подвигна, оказанного крейсеромъ I ранга «Варягъ» и мореходною канонерскою лодкою «Кореецъ», 5-го іюня сего года, Высочайше соизволилъ утвердить серебряную медаль, для ношения участниками этого боя на груди на лентѣ́ съ изображниемъ Андреевскаго флага».

После торжеств команда «Варяга» расформирована, моряки поступили на службу на другие корабли, а командир Всеволод Руднев награждён, повышен по службе – и отправлен в отставку.

После легендарного боя в бухте Чемульпо крейсер «Варяг» пролежал на дне Желтого моря больше года.

8 августа 1905 г. – крейсер «Варяг» поднят японцами.

22 августа 1905 г. – крейсер включён в состав Императорского флота Японии.

Отремонтирован и введён в строй 9 июля 1907 года в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя».

Более десяти лет использовался японцами для учебных целей. Отдавая дань подвигу русских моряков, японцы оставили на корме название «Варягъ» по личному решению императора Муцухито. Японским новобранцам капитан судна объявлял о том, что они будут обучаться на русском корабле, который сразился с целой японской эскадрой, а его экипаж отказался сдаться в плен.

После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга», наградило Руднева орденом Восходящего Солнца.

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками.

В 1916 году крейсер «Варяг» («Соя») вместе с броненосцами «Пересвет» («Сагами») и «Полтава» («Танго») выкуплен Россией за 4 млн. иен и восторженно встречен во Владивостоке.

27 марта 1916 г. на крейсере вновь поднят Андреевский флаг. Корабль зачислен в Гвардейский экипаж и направлен для усиления Кольского отряда Северно-Ледовитого флота.

4 апреля 1916 г. – японский флаг над Варягом спущен.

5 апреля 1916 г. – крейсер «Варяг» переведён во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

18 ноября 1916 г. крейсер «Варяг» торжественно встречали в Мурманске. Здесь он назначен флагманским кораблём Морских сил обороны Кольского залива.

В феврале 1917 г. за несколько дней до Февральской революции ушёл на ремонт в Великобританию на судоремонтные доки Ливерпуля. В ливерпульском доке «Варяг» простоял с 1917 по 1920 гг. Необходимые средства на его ремонт (300 тысяч фунтов) так и не были выделены. Вскоре крейсер конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи.

В 1920 г. перепродан германским фирмам на слом. При буксировке корабль попал в шторм и сел на мель у западных берегов Шотландии в заливе Ферт-оф-Клайд (Ирландское море), и от буксировки пришлось отказаться.

С 1923 г. разбирался на месте. Часть металлических конструкций тогда же снята местными жителями.

В 1925 г. то, что не было разобрано, затонуло, часть впоследствии взорвана.

В 1947 г. снят художественный фильм «Крейсер «Варяг».

8 февраля 1954 г. по случаю 50-летия подвига у Чемульпо указом Президиума Верховного Совета СССР медалями «За отвагу» награждены 15 оставшихся в живых ветеранов крейсера «Варяг». Юбилейные торжества проходили во многих городах страны. Позднее орденами и медалями награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».

В 2003 г. состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, подняты некоторые небольшие детали. В погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.

10 февраля 2004 г. в ознаменование 100-летия исторического морского сражения в южнокорейском порту Инчхон открыты мемориальная доска и памятник. Мемориальная доска установлена на здании бывшего госпиталя Красного Креста, где проходили лечение моряки, получившие ранения в ходе боя. Памятник воздвигнут на набережной Инчхона и представляет собой камень с одиноко лежащей на нём бронзовой бескозыркой. Автор монумента — Андрей Владимирович Балашов. На открытии мемориала в порту Инчхона (бывший город Чемульпо) присутствовал флагман Тихоокеанского флота России гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

30 июля 2006 г. – установлена памятная доска на месте затопления крейсера, на берегу залива Ферт-оф-Клайд возле шотландского посёлка Лендалфут.

8 сентября 2007 г. – там же установлен памятник, на открытии которого присутствовал большой противолодочный корабль (БПК) ВМФ России «Североморск». Эти памятники, выполненные в русских морских традициях, стали первыми мемориалами русскому воинскому духу за границей России и вечным символом благодарности и гордости потомков.

В 2009 г. к 105-летию легендарного боя с японской эскадрой создан уникальный международный выставочный проект «Крейсер "Варяг». Обретение реликвий, включающих в себя подлинные раритеты с легендарного судна и канонерской лодки «Кореец» из фондов российских и корейских музеев. Подобной выставки, демонстрирующей реликвии российского флота еще не было в отечественной истории.

Подвигу «Варяга» посвящены задушевные и проникновенные песни – «Врагу не сдаётся наш гордый Варяг», пощады никто не желает»; «Плещут холодные волны».

Нынешний «Варяг», ракетоносец – преемник одноименного легендарного корабля первого поколения – вооружён мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, который позволяет поражать надводные и наземные цели на значительном удалении. Также в его арсенале находятся реактивные бомбомётные установки, торпедные аппараты и несколько артиллерийских установок различного калибра и назначения. Поэтому в НАТО российские корабли такого класса образно называют «убийцами авианосцев».

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть