4 сентября
4 сентября – Агафон Огуменник. Народный праздник, посвящённый пострадавшему в IV веке великомученику Агафонику Никомидийскому, овеян множеством легенд. Большинство из них связано с нечистой силой, в которую верили наши предки, и которую они очень боялись. Поверья, пришедшие из языческих времен, гласили о том, что на Агафона Огуменника дух леса всячески глумился над людьми. Присказка: «Агафон – гонит леших вон!» Ночь под Агафона отличается, по поверью, проделками леших: на Агафона леший из лесу выходит, бегает по деревьям и творит всякие безчинства, например, снопы по гумнам раскидывает, поэтому мужики ночью не спят, гумно охраняют. Согласно народным поверьям, в это время леший и прочая нечистая сила приходили в крестьянские владения, забирались в гумно (так на Руси назывались амбары, в которых хранился сжатый хлеб) и начинали разбрасывать солому. Снопы «гуляли» по всей деревне, так что крестьяне потом долго разбирались, кому они принадлежат. Название праздника – «Огуменник» – ассоциируется с гумном. Для противодействия нечистой силе полагалось надеть тулуп наизнанку, сесть непременно в угол, а вокруг себя очертить круг. Вот как лешего описывают ярославские крестьяне: «Видом своим леший напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нем почти всегда красный кушак, левая пола кафтана запахнута за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана – правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зелёные и горят, как угли». Чтобы уберечься от лешего, в этот день молились Северьяну, очерчивали кочергой круг и садились в центре. В день памяти Агафоника Никомидийского наши предки старались совершить как можно больше хороших дел. Знали: если помыслы чисты и идут от всего сердца, добро вернется в трехкратном размере. На Агафона Огуменника люди всячески старались задобрить дворовых и домовых духов. 4 сентября (22 августа по старому стилю) женщины делали пироги, ломали их на части и раскладывали в бане, на конюшне, возле печки. Знали: если пироги понравятся и духи будут сытыми, они не причинят вреда хозяину и его семье. Существовала традиция, касающаяся женщин, которые начинали трапезничать только после заката солнца. Согласно поверьям, благодаря этому они могли продлить свою молодость и надолго сохранить красоту. Главный запрет на Агафона Огуменника касается походов в лес. В старину знали: оттуда можно не вернуться. Не менее опасно в это время жаловаться на личные неурядицы. Их после этого станет ещё больше. Особенно опасно в этот день бывать в лесу девушкам. Старцы говорили, что леший в это время ищет себе невесту, так что можно стать легкой добычей нечистой силы. В это время также запрещается принимать подарки и делать их самому. В первом случае вместе с презентом можно получить чужие неурядицы. Во втором – остаться без удачи и денег, которые уйдут вместе с подарком. Нельзя говорить о планах – ни один из них не сбудется. Запрещено отправляться в дальнюю дорогу. Она может оказаться последней. Все поездки наши предки старались перенести на другое время. На Агафона Огуменника не собирали грибы, поскольку заходить во владения лешего было опасно. Наши предки знали: если на Агафона Огуменника день был солнечным – осень будет теплой. Если холодно и сыро – зима наступит рано, будет очень злой и морозной. О снеге и морозе можно было догадаться по грибам и орехам. Если грибов мало, а орехов – много, зима окажется очень снежной и холодной. Муравьи по верхушкам травы бегают — зимой снег будет глубокий.