17 ноября 1873 год
17 ноября 1873 г. – Буда и Пешт объединились в Будапешт. Впервые три города Буда, Обуда и Пешт, позднее образовавшие столицу венгерского государства, упоминаются в исторических источниках в 1148 г. В письменных памятниках 1178 г. есть упоминание о высокой бальнеологической культуре этой местности. В то время Венгрия представляла собой обширное государство с сетью городов, развитым земледелием и торговлей. В 1241 г. все три города оказались на пути монголо-татарского потока и буквально сметены им с лица земли. Через год, в 1242 г. наспех отстроенная Буда стала столицей, а с 1350 г. – резиденцией венгерских королей. Вот только центр города при восстановлении перенесли на Крепостную гору, где возведён королевский дворец, обнесённый защитной стеной. Именно это новое поселение и стало называться Будой, а то, которое существовало до разрушения, – Обудой (Старой Будой). На противоположном берегу стремительно рос и развивался Пешт – центр ремёсел и торговли. В 1541-1686 гг. эта местность находилась под властью турок, а с начала XVIII века – под властью Габсбургов. В 1838 г. здесь произошло великое наводнение, которое практически уничтожило Пешт, после чего берега этой самой длинной реки Европы укреплены защитными дамбами, представлявшими собой двухуровневую систему. До сих пор, когда вода в реке поднимается, нижний уровень часто оказывается затопленным. В 1867 г. образована Австро-Венгерская монархия, и Буда вновь стала столицей. На правом, холмистом берегу Дуная раскинулась Буда, богатая памятниками старины, а расположенный на левом берегу Пешт своими архитектурными нюансами и красочными витринами часто сравнивают с Парижем, городом – законодателем мод. Окончательное объединение трёх городов в один под названием Будапешт произошло 17 ноября 1873 г. после образования отдельного венгерского королевского правительства. Город начал бурно развиваться. В 1900 г. население объединённого города составляло 730 тыс. человек. В 1873 г. улицы города стали освещать электрическими фонарями, в 1887 г. в городе появились трамваи, в 1885 г. – городской телефон, а в 1896 г. – первое метро на Европейском континенте.