Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

25 августа 1942 год

В неравном бою с немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер» героически погиб экипаж ледокола «Александр Сибиряков»

25 августа 1942 г. – в неравном бою с немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер» героически погиб, но не сдался экипаж ледокола «Александр Сибиряков». Этот подвиг экипажа ледокольного парохода «А. Сибиряков» не имеет аналогов в мировой истории. В этот день, 25 августа 1942 г., встретившись в Карском море с германским тяжёлым крейсером – рейдером «Адмирал Шеер», сибиряковцы отказались спустить флаг и вступили в неравный бой. Вместе с ледоколом погибли 104 члена экипажа, некоторые попали в плен. События развивались следующим образом. В понедельник 24 августа 1942 г. ледокол вышел из порта Диксон, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека (47 членов экипажа, 32 военнослужащих под командованием Никифоренко, 11 полярников, 12 рабочих, 2 офицера – старший механик Бочурко и помполит Элимелах), 349 тонн грузов (собаки, коровы, оснащение станции, провиант, топливо, стройматериалы). Целью рейса являлась замена персонала, пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова. На следующий день после выхода, 25 августа, направляясь по курсу к мысу Оловянный, между островами Белуха, Центральный и Продолговатый в заливе Миддендорфа Карского моря, ледокол встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вёл поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». Крейсером командовал капитан-цур-зее Вильгельм Меендсен-Болькен. Предупреждения о возможном нахождении немецкого корабля в Карском море поступили 24 августа от британского военного представителя в Архангельске и от персонала советской метеостанции на островах Гейберга, который видел 21 августа разведывательный самолёт Arado. Однако эти данные не были переданы экипажу ледокола, и встреча с крейсером для него стала неожиданностью. Сигнальщик Алексеев в 13 ч. 17 мин. заметил дым неизвестного корабля. Корабль приблизился. На немецком крейсере с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли флаг США и передали сигналами ложное название корабля (переданное «Тускалуза», трактовано как японское «Сисияма»). После двадцатиминутного диалога, в котором немцами на русском языке запрашивались сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого, капитан Качарава принял решение следовать на полном ходу к острову Белуха (10 морских миль) для того, чтобы укрыть людей и груз. Объявлена тревога: все бойцы заняли места у орудий, подготовлены средства пожаротушения и медицинской помощи, отправлена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Радиостанция штаба ГУСМП передала информацию о том, что ни американских, ни японских военных кораблей в акватории Карского моря находиться не может. На «Адмирале Шеере» включена аппаратура радиопомех, поднят немецкий военно-морской флаг. Крейсер потребовал прекратить радиопередачи и лечь в дрейф, затем дан предупредительный выстрел. В 13 ч. 45 мин. даны радиограммы: «Началась канонада, ждите», затем «Нас обстреливают». «Александр Сибиряков» имел на борту два 76-мм зенитных орудия, которые можно использовать против подлодок, но их нельзя даже сравнивать с мощной артиллерией немецкого крейсера (6 орудий калибра 283 мм, 8 орудий – 150 мм, 6 орудий – 105 мм, плюс малокалиберная зенитная артиллерия и два 533-мм четырёхтрубных торпедных аппарата). Тем не менее, «Сибиряков» открыл огонь по противнику с дистанции 64 кабельтовых. Ответный огонь крейсера был метким: из 27 снарядов главного калибра в 6 залпах 4 попали в цель. Первым попаданием снаряда снесло фор-стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик), систему телефонной связи. Вторым снарядом накрыло корму, мощный взрыв выбросил высоко в воздух тела бойцов, коробки груза, элементы кормы, кормовых орудий, шлюпок, – около 30 человек погибли. Третий снаряд попал на носовую палубу, где взорвались бочки с бензином (около 300 штук), из-за чего обгорели многие находившиеся на борту. К дымовой завесе, выставленной ледоколом, прибавился дым мощного пожара. Четвёртый снаряд угодил в ботдек и взорвался в котельном отделении (левый паровой котёл вышел из строя). Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос. В результате третьего попадания тяжело ранило капитана в руку, он терял много крови. Командование принял комиссар З.А. Элимелах, и далее руководил боем, несмотря на ранение в голову. По его приказу радист А.Г. Шаршавин передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.» По приказу комиссара старший механик Бочурко открыл кингстон. Комиссар и старший механик погибли вместе с кораблём. Последнее уцелевшее орудие продолжало обстрел вражеского крейсера с дистанции в 2,2 мили. В 14 ч. 30 мин. крейсер, подавив огневую точку, прекратил шрапнельный огонь и подошёл к месту, где находился тонущий ледокол. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Из двух шлюпок со спасшимися одну немцам удалось потопить. К оставшейся шлюпке выслан катер для поиска возможных данных о караванах, ледовой обстановке, кодов и шифров. В шлюпке немецкими моряками обнаружены 28 человек, из которых 18 (по другим данным 19 или 22), включая капитана Качарава, радиста Шаршавина, руководителя планируемой полярной станции Золотова, захвачены в плен. Оказавший сопротивление матрос Матвеев расстрелян, несколько человек отказалось от эвакуации на немецкий крейсер, выпрыгнули за борт и остались в воде. Около 15 часов ледокол начал быстро погружаться под воду, образуя воронку. Моряки «Адмирала Шеера» фотографировали эвакуацию и погружение «Александра Сибирякова». Кочегару Вавилову удалось добраться до острова Белуха. В сентябре он замечен с борта парохода «Сакко» и 29 сентября, через 32 дня, эвакуирован с острова самолётом (лётчик Черевичный). 13 человек из пленённых выжили в немецких лагерях и освобождены после окончания войны.