12 сентября 1959 год
12 сентября 1959 г. – с верфи Адмиралтейского завода атомный ледокол «Ленин» – первый в мире надводный корабль с атомной силовой установкой – отправился на ходовые испытания под командованием своего первого капитана Павла Акимовича Пономарёва. Атомный ледокол «Ленин» – гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами – дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. С верфи Адмиралтейского завода атомоход отправился на ходовые испытания. Ледокол построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошёл свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации прошел 654 тысяч миль, из них во льдах 563,6 тысяч миль. В июне 1971 г. ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 г. выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.