Рассылка

Подпишитесь на рассылку, и вы всегда будете в курсе последних событий

13 сентября 1501 год

Микеланджело Буонарроти начал работу над своей самой знаменитой статуей «Давид»

13 сентября 1501 г. – Микеланджело Буонарроти начал работу над своей самой знаменитой статуей «Давид». Фигура из цельного мрамора высотой 5,17 метров предназначалась для украшения флорентийского собора. Но готовая работа оказалась настолько впечатляющей, что её решили разместить в лоджии Ланци, а через некоторое время статуя переехала в Академию искусств, где она находится и по сей день. Работа над Давидом длилась три года – 8 сентября 1504 г. на площади Синьории во Флоренции Микеланджело официально представил свою работу миру. Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В XIV в. по поручению гильдии торговцев шерстью Флоренции великий итальянский живописец Джотто приступил к строительству кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Архитектор видел собор необыкновенно изящным и одновременно грандиозным с мраморными статуями на крыше. Давиду предстояло быть одной из статуй, предназначенных для украшения купола собора. Сотворить статую ветхозаветного царя пытались не раз. Но скульптуры получались маленькими. Заказ на большого Давида получил итальянский скульптор Донателло и его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. Агостино должен только обтесать глыбу, тогда за дело взялся бы Донателло. Но Донателло умер. И глыба лежала во дворе храма Санта Мария дель Фьоре много лет. К началу XVI в. заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия дождя и ветра. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке. Леонардо да Винчи посоветовал отцам города молодого, известного своей амбициозностью, скульптора Микеланджело Буонарроти. 6 августа 1501г. 26-летний Микеланджело получил заказ на изготовление скульптуры библейского царя Давида. А уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Кусок мрамора ждал его 40 лет. Борьба Микеланджело за извлечение из безформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года. Глыба мрамора, которая превратилась в один из самых известных шедевров в истории, доказывает старую поговорку – то, что является мусором для одного человека, сокровище для другого. Микеланджело подготовил более сотни набросков будущей статуи, изготовил небольшую глиняную модель, которую заливал в ёмкости молоком, с помощью чего определял последовательность работы над мраморным блоком. С наступлением зимы у скульптора начали возникать сложности. Ему приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте... На первый взгляд, знаменитый обнажённый мужчина, которого изваял Микеланджело, совершенно не похож на «библейского героя». Давид готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Если присмотреться внимательно, можно заметить перекинутую через левое плечо Давида пращу, нижний кончик которой подхватывает его рука, а камень находится в правой. Свободная поза героя – классический пример контрапоста – уже подготавливает смертоносное движение. Благодаря именно этим предметам, Давид повёрг великана Голиафа в знаменитой библейской истории. Когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, ведущие флорентийские художники уже не настаивали на размещении статуи близ собора. Общегражданский посыл скульптуры перевесил ее религиозное значение. Специальная комиссия, в которую входили Боттичелли и Леонардо да Винчи, решили установить её на площади перед Палаццо Веккьо – дворцом флорентийского правительства. Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня. И 8 сентября 1504 г. Давид воздвигнут перед входом во дворец. На этом месте «Давид» сменил двухметровую бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло. Подобно своей предшественнице, произведение Микеланджело воспринималось как наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании. Там он и простоял под открытым небом почти четыре века. С того момента, как мир увидел это творение на площади Синьории во Флоренции, люди не перестают восхищаться им. В 1873 г. во избежание порчи и для защиты от негативного от воздействия осадков и выветривания статуя Давида перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в 1910 г. копия. В 2003-2004 г. оригинал Микеланджело очищен реставраторами от накопившихся загрязнений. В 2010 г. на флорентийском соборе размещена реплика Давида, как это и задумывалось изначально.