27 октября 1941 год
27 октября 1941 г. – в блокадном Ленинграде появился приказ №0348 по 2-му корпусу ПВО о переводе автомобилей с бензина на отработанный водород аэростатов. Автомашины работали на бензине, но в условиях блокады бензин в городе стал такой же ценностью, как хлеб. Воентехник младший лейтенант Борис Исакович Шелищ, служивший в мастерских по ремонту аэростатных лебедок, предложил предельно простую схему. Отработанный водород из матерчатого газгольдера подводился к всасывающему коллектору двигателя ГАЗ-АА через технологическую пробку. Минуя карбюратор, газ поступал в рабочие цилиндры. Дозировка водорода и воздуха обезпечивалась дроссельной заслонкой или педалью акселератора. Моторист лебедки (он же водитель грузовика) управлял работой двигателя теми же способами, как и при использовании бензина. Для безопасности установлен гидрозатвор, многократные испытания которого оказались успешными. Когда все убедились, что система работает нормально, командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего. В 1942 г. необычный автомобиль с двигателем, работавшим на водороде, демонстрировался на выставке техники, приспособленной к условиям блокады (об этом 17 января 1942 г. писала газета «Ленинградская правда»). Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Отработанные газы – обыкновенный пар – не загрязняли воздух. Поражают сроки реализации «водородного проекта»: всего за 10 дней на водород переведено 200 грузовиков, при величайшей технической надёжности.